Смотря с чем сравнивать. Я сравниваю с ГАЗ 24-10 1990 и ГАЗ-3102 1985.
Однозначно ГАЗ-31105 машина из другой эпохи. Это совсем не примитивный танк ГАЗ 24-10 и не капризный кирпич ГАЗ-3102. Волга только по духу и названию.
ГАЗ-31105 – машина противоречивая. Поступлю шаблонно. Распишем как в журнале:
Комфорт. Самый главный плюс машины. Она мягкая и большая. Она очень удобная в дальней дороге. Старым Волгам до нее как до Луны. Я проезжал на ней и по 800 км без отдыха. На 3102 (с импортными сидениями), инжекторным двигателем (делал своп с форкамерного) и ГУР – 650 км и был вымотан.
Укачивает, если гнать 120 и выше. Подвеска такая. Теоретически решается амортизаторами. (update - Решается однозначно! Новые амортизаторы устраняют проблему, вдобавок и большое количество других, в том числе по управляемости, хотя и на старых амортизаторах не жаловался.)
Акустический комфорт. Это с поправкой на другие Волги. По сравнению с ними она очень тихая. Задний мост (если исправный) не слышно вовсе. На 3102 мост был номерной. Но на 105 нет фирменного волговского подвывания на нерезком старте. КПП на 105-й не слышно, возможно из-за хорошей шумоизоляции. Бензонасос в баке а не под днищем – просто супер.
По сравнению с иномарками – прошлый век. Ветер гудит по кузову от 100 и выше. На 150 в салоне приходится повышать голос. Выпуск на высоких оборотах шумит сильно (update - уже не шумит, выпуск заменил. КПП теперь громче всех).
Рулевое. Отличный ГУР. Очень острый руль, крайне высокая маневренность в парковочных режимах. В отличии от (и в сравнении с) 3102 и 24-10 105-я хорошо рулится на высоких скоростях. 3102 – не рулится, ее нужно направлять – тогда она поедет. Но если ГАЗ-3102 снесло с курса – туши свет! Надо иметь железные нервы и многолетнюю подготовку, чтобы вернуть классическую 02-ю на прежний курс после сработки подвески до отбойников. А вот 31105 в таких ситуациях на высоте. Бугры, ямы, гребенки не страшны. Она без проблем возвращается на дорогу, только прикажи рулем куда. Повороты на скорости до свиста резины. В таких режимах старые машины кренились страшно. Руль приходилось держать изо всех сил, чтобы с сидения не выпасть.
Прямую на высоких скоростях 31105 чуть хуже чем ГАЗ-3102 на шкворневой подвеске. С ГУРом. Без - тем более. Скорее всего из-за аэродинамики тоже. Говорят, 31025 на шаровой подвеске устойчивее 31105 по трассе. Частично решается амортизаторами. (update - Решается однозначно!) 24-10 - прямую не держит вовсе и не рулится.
Двигатель. Адекватные надежные движки. 402-е, конечно, не совсем адекватны подвеске и возможностям, а вот 406 и Chrysler – в самый раз. Иногда чересчур для такой управляемости. Очень много 105-х было разбито из-за дурноватых движков. "ЗР" рекомендовал производителю ограничить максимальную скорость на 140 км/ч. К слову цена двигателя "Chrysler" составляла примерно половину цены всей машины. 6000 USD в 2007-м.
По прежнему бегущий кран масляного радиатора у ЗМЗ. Больше у двигателей минусов нет.
Подвеска. "Шаровая" подвеска конечно вещь. Передний и задний стабилизатор тоже. Сайлентблоки по кругу – рулят. Крепление нижних рычагов передней подвески – огромный плюс. Считаю, что по надежности и живучести шаровая даст сто очков вперед шкворневой. Про удобство обслуживание молчу.
Качество резины на сайлентблоках могло бы быть и лучше. Относится к деталям, которые поставили на замену заводских. Заводские сайленты рычагов у меня уже отходили 200 тыс.(update - 250 тыс.) Плохое качество покупных изделий можно обойти установкой "полиуретановых" узлов. Для сайлент-блоков заднего стабилизатора горячо рекомендую "Урал-ПТБ" (уже три года - до сих пор работают).
Климат. Отопитель 31107 вещь хорошая. Вентилятор отопителя очень мощный, включается с задержкой после включения зажигания. Радиатор отопителя хорош с избытком.
На положении "автомат" надо вытерпеть несколько циклов "горячо-холодно" пока автоматика не "поймает" нужную температуру. Двухходовой кран работает по команде пульта, к сожалению, с задержкой. Даешь газу, водяной насос увеличивает скорость через радиатор отопителя - сразу жарко. Пока до заслонки от пульта дойдет команда, ты уже и газ сбросил. Обычно кран производства г.Арзамас работает отопителя совсем не долго. Много лучше деталь г.Пустынь. Ручки пульта управлением отопителем крайне хлипкие. Подсветка пульта считаем отсутствует. Исполнение пульта – ненадежная кустарщина. На климатических установках с кондиционером модуль управления работает не всегда корректно из-за примитивной обратной связи. Все, кроме крана, касается "старого" салона. (update - "Комфорт-1" от Элинж работает с краном и температурой отлично.)
Качество уплотнения дверей и багажника на 31105 значительно выше, чем на старых машинах. Достаточно проехаться по пыльной дороге на старой и на новой Волге, чтобы понять разницу.
Фильтр входящего в салон воздуха больше нужен агрегату отопителя обороняться от листьев. Он – синтепоновый а не "глухой". Выхлоп КАМАЗа, дым костра на обочине по прежнему беспрепятственно проходит в салон. Уплотнители тросов и жгутов на моторном щите "дырявые". Их обязательно надо дублировать герметиком.
Зеркала. Без комментариев. Произведения инженерного искусства. Жирные плюсы всему.
Еще бы складывались полегче. Сложить удается только ногой с разгона. (update - Частично помогает периодически их складывать. Левое стало намного легче складываться и раскладываться после работы с ним при въездах в гараж. Зеркала 2006 - плата+светодиоды блока дублирования поворота гниют и выходят из строя. На 2007 - 2008 проблем нет.)
Низкая подушка сидения.Удобная посадка, если заднюю часть сидения максимально опустить вниз, а переднюю максимально поднять вверх. Сидения теперь поддерживают плечи. На старых машинах руль протирал брюки. Ноги свисали без поддержки бедер.
Сами сидения – откровенная гадость. Чуть лучше деревянной табуретки и только. Обивка, материалы, механизмы регулировки, профиль – хуже не придумаешь. На старых машинах сидения такие же по составу конструкции. Такие же плохие. Но их извиняет 30-ти летний возраст. Ручки наклона спинки – те же! Без зацепов. Из полированной пластмассы! Тугие и заедающие! Надо быть чемпионом по арм-реслингу чтобы их вращать. Да и чемпиону вращать не выгорит. Между ручкой и консолью руку запихать (если сидение в нижнем положении) – невозможно. Приходится крутить пальцами. Только ими можно наклонить и поднять спинку сидения, и то если с него приподняться. Регулировка подпора спины на моей машине имела только ручку и не имела механизма. Даже в самом натянутом состоянии ремня в спинке этой регулировки совершенно мало. Лекарство седлам – замена. Припарка – снять обивку и улучшить профиль поролоном, ватином, пресс-стружкой. Да чем угодно, что завод забыл туда положить.
Фары. На 3102 они нормальные. На 31105 – отличные. Только плюсы им. Больше нет двухнитевых ламп.
Пучок света на ближнем режется строго на дорогу. Дорожных знаков без световозвращающей пленки не видно совершенно. Поликарбонатные фары могут лишиться защитного слоя (песок, растворитель, бензин – что угодно) и помутнеть. Стеклянные этого минуса лишены. Сложновато установить лампу дальнего света.
Замки дверей. Двери легко и тихо закрываются. 24-10, правда, тоже закрывалась идеально. Даже багажником не приходилось хлопать, только слегка нажать на него. 3102, что только не делал, была очень тяжелой на закрытие. Ручки на 31105 работают в холостую при закрытых замках. На старых прямоугольных лопатках при закрытых замках можно было либо открыть дверь (если несколько раз с силой потянуть ручку) либо согнуть тягу ручки так, что она вообще дверь переставала открывать. Появился "детский" замок.
Отвратительная настройка замков с завода. Там и регулировать то нечего. Пара тяг от ручки. Но на конвейере никто этим не занимался. Просто необходимо разобрать каждую дверь и отрегулировать замки самостоятельно. Тогда все будет хорошо закрываться и открываться. Личинка под ключ по старинке, открывается любой отверткой и не открывается ключом. Ключ гнется. (update - Выходят из строя актюаторы. Задние - есть отверстия чтобы пристроить "стандартные", передние - приходится сверлить. Замки надо периодически смазывать - закисают и перестают работать. Заводские замки крайне надежны в отличии от покупных. Различий между родными и нет замками - очень много.)
КПП-5. Ее пятая, ускоряющая передача. Надежность. Четкость переключений. Новая кулиса. На многих старых КПП сильно болтается рычаг переключения. На 31105 устранено, введено много улучшений по сравнению со старыми коробками (update - см. статью про коробки).
Иногда приходится приложить усилие, чтобы включить первую. Это на моей, модернизированной коробке. Привыкнуть то привык конечно, не замечаю. Обороты там подгоняю дросселем, чтобы передачу воткнуть полегче. В принципе с любой передачи на любую коробка переключается без проблем. Хоть с первой на пятую хоть наоборот. Но не без усилий. Разбирал – виноваты мягкие штоки включения с попиленными болгаркой пазами под круглые стопорные шарики. КПП-4 переключались просто идеально по сравнению с КПП-5. Хоть я и поставил надежность в плюсы, по сравнению с советской КПП-4 российская КПП-5 сдает. Четкость переключения КПП-4 выше всяких похвал. Я уже менял сухарики вилки включения задней передачи на КПП-5. Стерлись на 130-й тысяче. На 3102 КПП-4 работала как новенькая примерно на втором миллионе пробега. Ход рычага в салоне 3110 большой (по сравнению с другими машинами). В рестайлинге – нормально. (update - Коробки 31105 надежны!)
Задний мост. Исправный – очень тихий. Старые разъемные мосты выли главными передачами в переходных режимах. В новых мостах хорошие подшипники. Отличные главные пары 11х43. Легкость сборки и настройки нового моста. Настроить разъемный задний мост на Волге могли только ясновидцы или нейрохирурги.
Качество деталей заднего моста. Не смотря на технологическую простоту все две с половиной детали моста сделаны не всегда качественно. Полуоси – пропиливаются твердым сальником полуоси. Иногда гнутся от нагрузок. Корзина дифференциала – притча во языцах. Повезло если не мягкая и не перекаленная. Конусная втулка вместо регулировочных колец – спорное решение. Удобно. Затянул и все, не надо ничего регулировать. Когда пара и подшипники приработаются – затянуть надо еще. Однако при этом надо не забыть купить новую гайку хвостовика. Она не дешевая. Гайка кернится на ведущей шестерне. Причем с моментом 30 и нагрузках на пару эта точка кернения – слону комар. Корончатые гайки и шплинты, бывшие надежной гарантией не убить главную пару – остались в прошлом. Та-же петрушка, к слову, в передних ступицах. Хоть сам палец цапфы сверли. Если ты прозевал момент, когда у тебя появился люфт в подшипниках главной пары – конусная втулка ведущей шестерней довольно быстро ушатывается продольными перемещениями. Результат – мост воет под сброс газа, зубья ГП трескаются и крошатся. Разъемный задний мост старых машин – тоже не подарок. Подшипники, как правило, плохие. Собрать его качественно крайне сложно. Подбор регулировочных колец и регулировка зазоров – процесс муторный и длительный. Однако по надежности я бы не сказал что новый мост хуже. Если его собрали до всех этих изысков с объемной закалкой корзины дифференциала – скорее всего неразъемный даже лучше. Желательно (если мост - 2006-2008) перевести его на кольца, вместо втулки. Надежнее будет.
Ручной тормоз. Трос ручника категорически не жилец на старых машинах, когда он перетирался об уравнитель. Хорошо, что на новой вернулись к старой схеме с двумя тросами. Ручник стал немного легче, за счет того, что не надо преодолевать трение троса на уравнителе. Расположена рукоять гораздо удобнее – ближе к сидению. На старых машинах вверх ее тянуть было неудобно. При этом еще сам рычаг гнулся. В "рейстайлинговом" салоне ручник регулируется из салона (под машину лезть не надо).
По прежнему волговский ручник рассчитан на орангутангов или горилл. Застопорить машину способен исключительно примат или волговод со стажем, крепкий в плечах. Рычаг на 31105 закрыт пластиковой накладкой (не весь) а под ней – ржавый. Это в салоне то! Не на улице. Старые рычаги хромировали. По прежнему машина, не моргнув глазом трогается и едет с затянутым ручником, жалобно скрипя задними колодками. После этого нужно взять домкрат, поснимать задние колеса и тормозные барабаны. Затем отрегулировать эксцентрики колодок. Причем без багажа сведений о магии сборки задних тормозных механизмов туда лучше не соваться . Собрать задние волговские тормозные механизмы – легко. Только правильно собрать, чтобы все работало как должно – сложно. Без опыта и выученного наизусть раздела книги там делать нечего (update - см. статью про сборку задних тормозных механизмов на сайте). Справедливости ради отмечу, что машина искренне сопротивляется желанию сорвать ручник двигателем, если все собрано правильно. Однако волговскому двигателю ручник не помеха.
Панель приборов. По прежнему все под рукой на старой приборке 3110. Не хватает только амперметра. Но амперметр пожароопасен, может и хорошо что его убрали. Цифры (приборка 3110), написанные советским чертежным шрифтом, белые на черном, по прежнему читабельные и приятные глазу. Козырька старой консоли над панелью приборов было явно мало. Приборы на старых машинах бликовали не смотря на конусные стекла. На 31105 (и 3110) приборы четко видны даже при ярком солнце. Новая приборная панель 31105 довольно симпатичная, хоть и совершенно не подходит по стилю к "старому" салону. Голубые-серые шкалы и зеленая подсветка не сочетаются. На центральном табло теперь отображаются символы при включении переключателей. На самих неподсвечивающихся переключателях ("старый салон") днем загоревшийся символ не виден совершенно.
Претензия к приборке 3110 у меня одна – я не вижу индикаторов, которые расположены на нижней планке. Но это проблема новых низких сидений. На старых сиденьях индикаторы видны. На новой приборке 31105 – почти тоже (на УАЗовской у меня лучше всего видны). Жаль что для новой приборки не реализовали функции "бортовой системы контроля". Символы уровня масла, ОЖ, жидкости омывателя, перегоревших ламп есть и на старой приборке и на новой. Только к ним ничего не подведено. До модуля управления руки у завода так и не дошли. У меня на 3102 был такой модуль - очень удобная штука.
ГАЗ-31105 просто так:
ГАЗ 24-10 – простая машина. Смазывай подвеску, держи запасной коммутатор и добавочное сопротивление в багажнике и будешь счастлив. Карбюратор перекачивает и песок, двигатель работает с любым углом зажигания на любом бензине. Минус 30 зимой – да раз плюнуть стартеру СТ-230. Руль легкий. Ломаться в машине нечему. Едь себе свои 80-90 хоть на край земли. Единственное удобство в салоне – подстаканники на крышке бардачка. Но об этом никто не догадывается :)
ГАЗ-3102 первого поколения – сложная машина. ЗМЗ-4022 очень веселый двигатель. То он тащит машину, отталкиваясь от земного шара, и ты чувствуешь себя пилотом истребителя, потребляющего семь литров 76-го на сотню. То он вдруг скис, зачихал, затроил, перегрелся, застучал клапанами и все. Ехай друг 70, скрипи зубами, матерись, смотри на стрелку температуры. Может и довезу я тебя сегодня домой. Утром двигатель заводится как ни в чем не бывало. Вечером, испортив настроение, косячит снова. К-156 у барыг на рынке находится на почетном месте. Сейчас придет владелец пафосной машины и купит этот хлам по цене пяти 151-х. Подвеска, как и в случае выше абзацем требует неустанных забот. Однако она дарит уверенность на высоких скоростях. Около 100. Руль тяжелый дико. Его можно вращать только в движении. На месте – только домкратом. Поэтому о маневренности на парковке – забудь навсегда. А так – машина надежная, хотя и не живучая. Еще 3102 – очень продуманный автомобиль. Образец инженерного искусства с большой буквы. В сочетании со строгим дизайном – машина выдающаяся.
ГАЗ-31105 по сравнению с экземплярами выше - машина из другого мира. Это уже не средство передвижения и не образец перфекционизма советской инженерной школы. Из простого как рельса шасси выжали максимум, на что оно способно. Завод создал хороший, современный автомобиль.
Почему же современный? Это ж 40-ка летний корч, только хорошо покрашенный, скажут некоторые. Что хорошего может быть в Волге, пусть и новой.
А теперь отложим снобизм и за руль. Забудем все что знаем про ГАЗ. Садимся за руль ВАЗ, а потом Ланос, а потом Акцент, Логан. В любую машину соответствующего модельного года и цены. Даже пусть Волга со старым салоном. Дизайн его, конечно, очень древний, но одного периода с подопытными. Про рестайлинговый салон Волги и говорить нечего – все кто выше меркнут.
По ездовым качествам ГАЗ вне конкуренции. Я лично очень боюсь после Волги сидеть справа в вышеобозначенных машинах. Водителем не так страшно, к слову. Разгоняются конкуренты где-то также (по секундомеру - хуже), тормозят где-то также (ноздря в ноздрю) но ездить в убогом салоне с тремя кнопками и двумя лампочками, чувствуя плечом дыхание стекла, головой – крыши (в Ланосе лобового стекла), ногами – асфальта?
Как то раз я посидел за рулем новенького 2110. Слов нет. Это даже не смешно. Руль наискось, сидение кривое во всех трех плоскостях сразу, педали не нащупаешь и т.д. И в Ланосе сидел – всяко получше ВАЗа, но хотелось спилить крышу и выбить лобовое. В Акценте мне понравилось, но безликость и серость салона навевали тоску. Хотя ничего так. В Логане тоже ничего, просторно. Но шумоизоляции нет, салон просто мерзкий, на 24-10 лучше. Нет волговского комфорта, нет удобства, нет плавности хода.
Наблюдение:
удалено имперской цензурой )
Остатки мыслей:
На Волге – да пофигу куда ты там когда едешь. Она каждый день с тобой как 100, как 200 и 400 тыс км. тому назад. Какие там ямы и наводнения, грязь и морозы. Она всегда готова и пригодна к эксплуатации. И проедет везде, где люди живут. Трасса, город – нет проблем.
На старых Волгах проблемы были. С ними приходилось мириться. На 31105 проблем нет. Что? Дворники не работают, сцепление жесткое и шаровая стучит? Дел на один день, блин. Провод от АКБ дополнительный кинь, шаровую молотком замени без всяких съемников и ям. На сто тысяч хватит. Сцепление – привыкнешь.
Почему Волги перестали выпускать? Сказали же менеджеры – перестанут покупать – перестанем выпускать. Еще в июле 2008 ГАЗ машины выпускал как ни в чем не бывало. Двигатель 405-й в строй ввел. А тут бах – осень, Сайбер.
Менеджеры ГАЗа говорят, что 3/4 31105 купили юр.лица. Сильно сомневаюсь. Бедняцкие структуры – может быть. Да и то, давно все поняли что значит Волга (по ГАЗелям). И купили ВАЗ. Они не ломаются. Основным потребителем, ради которого ГАЗ старался улучшить машину - были мы с вами. Рядовые люди без амбиций.
"Волг" просто хватило всем желающим. Хватило в хорошем смысле, поскольку желающих с годами не прибавлялось из-за насыщенности рынка б/у иномарками и новыми клопоморками.
Осознанно покупались 10-ти летки с двухлитровыми движками. Этим – Волга не конкурент, класс не тот. По стоимости владения иномары явно выше, но и комфорт выше тоже.
На полном серьезе до сих пор народ искренне удивляется, что Волги бывают "инжекторные", что ГУР и "стекла" - штатное оборудование. Про расход топлива все равно никто не верит. Про кондиционер тоже.
Увы. Волга уехала по цене к 12 тыс долларов. В 2004-м она стоила вдвое дешевле. ГАЗ и его смежники виноваты в низкой надежности предшественника – ГАЗ 3110. Первые 31105 смело скопировали худшие качества предшественника. По инерции. Делали их те-же люди. Хотя последние 3110 были хорошими, качественными машинами. Но новые Волги сравнивали с иномарками – а это другие понятия.
От них ждали 100% надежности с новья. Времена же поменялись. И чтобы удобно все, а не как в 1994-м году. Основные проблемы я очертил в "эволюции". Кто с ними купит машину? "Удобно всё" появилось в середине 2007. К этому времени за машиной прочно закрепился стремный имидж. И конкуренты с такой-же ценой, с удобным салоном, высокой надежностью и главное с "закрепленным в сознании" имиджем подтянулись. Можно закрыть глаза на удобство в салоне, объезжать ямы не спеша и пр.
К 2007-му машина стала такой, какой она должна была быть в январе 2004-го. Законченным продуктом.
Имидж работал против. Рестайлинг опоздал. Роскоши разом влить много денег в производство на конвейере у ГАЗа не было. Увы, что то менять уже было поздно. Да и не надо. Проект "Сайбер" был призван избавиться от тяжелого советского прошлого и разом заполучить современное производство современного для России автомобиля.
Вот мне лично в моей машине не нравится:
- Архаичный салон. Сплю и вижу рестайлинг. Поправочка - через пять лет я уже так не думаю, но от нового салона не отказался бы.
- Переключатели консоли приборов, ручки ЦПС и корректора фар, шторки воздуховодов. Ну это следствие архаичного салона. Поправочка - переключатели переделаны с металлическими деталями, смазаны. Решетки от разболтанности успешно пофиксены.
- Электростеклоподъемники лишены любых сервисных фунций.
- Тугое сцепление. Еще не заработал на нормальное. Поправочка - привык давно. Зато уверенно включается.
- Сидения. Исправил как мог поддержки и профиль, добавил жесткости. По хорошему им не место в машине такого класса.
- Кран масляного радиатора. Без комментариев. Поправочка - давно масляный термоклапан от 405.
- Средняя курсовая устойчивость на 120 и выше км/ч. Надо машину менять, чтобы без напряга 160. Поправочка - новые амортизаторы, на 150 отлично едет.
- Шум в салоне на высокой скорости. Кузов такой.
- (update - тормоза были не очень. После установки ВУТ и ГТЦ "Bosch" от Газель-Валдай - тормоза стали просто с другой планеты.)
Больше минусов я не вижу. Зато вижу кучу плюсов в сравнении со своими старыми машинами и машинами знакомых (не Волгами).
Беседовал со многими владельцами 31105 и 31025. Да, жаловались на Крайслер, типа дорогой черный ящик а по сути та же Волга. Моторолу никто не диагностирует. Но тем не менее этот Крайслер на 31025 наездил под триста тыс.км потеряв один лямбда-зонд. Мужик на нем из Сургута на Украину ежегодно катается. Больше проблем не было. Жалуются на пластиковые радиаторы, ну это расходник. Диски сцепления надо частенько менять (не знаю, мой тюменский отходил 80 тыс. и не намекает на проблемы). Сильно ругали центральный замок и упрямые актюаторы (у себя заменил) – работают не надежно, продаются только в сборе с замком. А в остальном народ своими машинами доволен. Они знать не знают что такое "не завелся". И понятия не имеют о том, что машину куда то там в дальний путь надо "готовить". Про ТО вспоминают раз от раза или через раз.
Самый главный критерий, почему я купил именно на этот автомобиль – он мне нравится. И нравился всегда. Я до соплей был счастлив, когда его купил. Я очень ценю его дубовость и пофигизм. Перефразируя – надежность и живучесть. Спустя 5 лет и почти 100 тыс км - он по прежнему вызывает радостные чувства, когда я подхожу к нему утром.